
Что изучает лексика? Зачем нужна эта наука?
Содержание материала
Разновидности лексики (словарного состава языка)
Согласно словарю лингвистических терминов (под ред. Т.В.Жеребило), с точки зрения стилистики, лексика делится на:
- книжную,
- разговорную.
Многим известно о ложных друзьях переводчика. Здесь же – ложные друзья студента, который пытается дать трактовку понятию исходя из самого термина. Нет, книжная лексика – это не только лексика книг, разговорная же не ограничивается устным общением (что это?).
Деление основано на сфере использования:
Книжная лексика соотносится с художественной литературой, высокой устной речью, наукой, публицистикой, деловодством.
В ней выделяют такие разделы (которыми она в то же время не ограничена):
- Терминология.
- Историзмы (что это?) и экзотизмы.
- Архаизмы (что это?) и поэтические слова.
Разговорная лексика свойственна бытовому общению. Или – его стилизации.
В рамках этого пласта также вычленяют три разряда:
- Просторечия.
- Жаргонные слова и вульгаризмы.
- Диалектная лексика.

Существует деление и на другие пласты – на общеупотребительную и специальную лексику.
Под общеупотребительной понимается та часть словарного состава, которая доступна для понимания всякому носителю языка. Есть экспертное мнение о равенстве её литературному языку, но оно не справедливо.
Внутри специальной лексики в таком случае выделяются такие подпласты:
- Профессионализмы.
- Социолекты (сленговые, жаргонные слова, арго).
- Диалекты (выделенные по территориальному признаку – лексемы, которые используют в определенной географической области).
- Историзмы, архаизмы, неологизмы…
Список можно продолжать, включая в него все, что ещё не вошло/никогда не войдет в состав общеупотребительной лексики либо уже вышло из неё.

Но стоит помнить, что, в отличие от других языковых систем (вроде словообразования, морфологии, тем более синтаксиса), лексика – крайне подвижна.
Изменения в ней наблюдаются очень часто: слово, которое вчера было общеупотребимым, сегодня может оказаться за гранью понимания для большинства носителей. Это работает и в обратную сторону.
Типы лексики
У каждого существующего языка – своя лексика. Она разделяется на два масштабных пласта:
- Общеупотребимая. Второе название – литературная. Та совокупность слов, которая понятна каждому носителю языка.
- Специальная. Разделяется на ряд дополнительных подкатегорий: профессиональная (используется только представителями отдельных специальностей, профессий), социальная (сленг, жаргонизмы), территориальная (диалекты отдельных местностей), устаревшая (историзмы, которые понятны уже не всем современникам).
Лексика – это наука, разграничивающая словарный запас языка на категории:
- Нейтральные слова. Они составляют большую часть общего словарного запаса языка. Главная характеристика: они могут использоваться в текстах любого стиля.
- Стилистически окрашенные слова. «Комплексирование» — это один из примеров. Употребляются только в конкретных текстах: художественных, научных, официально-деловых, либо в просторечии. Вне этих сфер их использование неуместно.
- Есть специфические виды лексики – фразеологизмы. Это синтаксически цельные, устойчивые сочетания слов. Представлены речевыми штампами, загадками, клише, поговорками, пословицами, крылатыми выражениями. Кроме них, выделяются устойчивые словосочетания: субстантивные («непочатый край»), наречные («спустя рукава») и глагольные («гасить горькую»).
Слово
Говоря о том, что изучает лексика, следует отметить, что основной единицей, с которой имеет дело эта наука, является слово – некое сочетание ряда звуков, которое обладает определенным значением. Так, говоря «дом» (то есть произнося три звука), мы понимаем, что речь идет о некой постройке с крышей, полом и стенами, предназначенной для жизни людей. Поэтому «дом» — это слово, его изучает данная наука.
Лексическим значением слова принято называть тот смысл, который закладывается в звуковую оболочку. В русской лексике есть немало слов, обладающим многозначностью – за одними и теми же звуками, расположенными в одинаковой последовательности, скрывается различное значение. Приведем пример:
- Хвост – часть тела животного (Хвост собаки был опущен).
- Хвост – задняя часть транспортного средства (В хвосте поезда царило веселье).
Чаще всего основное значение носит название прямого, остальные являются переносными. Поэтому, рассматривая вопрос о том, что изучает лексика, можно отметить, что в зоне внимания этой науки находятся все значения слов языка, как прямые, так и переносные. Явление многозначности принято называть полисемией, в русском языке большая часть языковых единиц имеет несколько значений.
Паронимы
Не менее интересны и слова-паронимы, которые также изучаются лексикологией. Их особенность такова: обладают различным значением, при этом на письме и в устной речи не совпадают, но очень схожи. Поэтому некоторые носители языка могут их путать. Например:
- Абонент – абонемент.
- Предоставить – представить.
- Человечный – человеческий.
В речи очень важно научиться верно употреблять паронимы, для понимания их смысла контекст не требуется, ведь слова эти различные, хотя и очень похожие. Даже грамотный человек иногда может столкнуться с затруднением, в этом случае лучше проверить себя по словарю.
Самый простой пример, тем не менее, вызывающий ошибку – надеть и одеть. Как правильно употреблять эти слова?
- Надеть – на себя.
- Одеть – на другое лицо.
Поэтому в предложении «Маша (надела, одела) теплое пальто» следует выбрать глагол «надела». Но если немного изменить контекст: «Маша (надела, одела) на сестру теплое пальто», то выбирать необходимо уже другой пароним, «одела».
Мы рассмотрели, что изучает лексика, и можем сделать вывод, что эта наука очень сложна и интересна, в зону ее внимания входит большое число разнообразных явлений, без знания лексики невозможно быть грамотным человеком, излагать свои мысли, приводить доводы в споре. Чем больше слов и их значений знает человек, тем лучше будет его устная и письменная речь. Лицо с богатым лексиконом без проблем сможет донести до собеседника любую мысль. Поэтому науку о словах следует изучать внимательно и добросовестно.