Идеальные и экзистенциальные потребности человека

Потребности человека. Основные виды потребностей

Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Потребности — это внутренний побудитель активности человека.

Потребности имеют различные классификации. Основными видами потребностей человека являются: биологические, социальные, духовные.

Биологические потребности (органические) Биологические потребности (органические) связаны с физическим телом и их удовлетворение необходимо для поддержания жизни и развития. К таким потребностям относятся: необходимость дыхания, употребления пищи и воды, движения, отдыха и сна. К ним также можно отнести и ряд других более сложных, но жизненно важных потребностей таких как: тепловой комфорт, сбалансированность питания, продолжение рода, защита от болезней.

Человек может прожить: без еды 40—45 дней, без воды 7—10 дней, без сна 4 дня, без воздуха от 3 до 5 минут.

Данный вид потребностей свойственен всем живым существам. Их также называют естественные, физиологические, природные, биогенные, органические или витальные («vita» — «жизнь»).

Социальные потребности — это потребность человека в общении с другими людьми, взаимопонимании, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Духовные (идеальные) потребности — это потребности в самореализации, создании прекрасного, приобретении новых знаний и опыта, самосовершенствовании. Духовные потребности выступают как стремление к созданию духовных ценностей, творчеству, духовному общению. Предела реализации данного вида потребностей не существует, нет и границ в выборе средств и способов их удовлетворения.

Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

ТИПОЛОГИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом Абрахамом Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности.

Физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.

Экзистенциальные потребности: в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

Социальные потребности: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

Престижные потребности: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

Духовные потребности: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей — первичные (врожденные), а следующие три — вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: ЗАКРЕПЛЯЕМ НА ТЕСТАХ КАЖДУЮ ТЕМУ

Всё куда интереснее

Идеальные потребности – это нечто большее, чем существование с целью прокормить себя и обеспечить кровом. Человек научился выгодно использовать ресурсы земли. И, в сущности, не так уж много нужно для обеспечения своего организма энергией и нормальными условиями.

Когда в материальном плане все налажено, возникают духовные потребности. Одни люди обращаются к богам, а для других святыня – весь мир вокруг. Посвятить себя любви к этому чуду – куда возвышеннее и интереснее, чем просто курсировать по замкнутому кругу потребительства и истощения жизненных сил ради обманчивых, навязанных целей.

Культурные потребности – это тяга к прекрасному и желание расширять собственную эрудицию. Ведь богатства человека находятся не только на счетах в банках, но еще и в его собственной голове. Самое лучшее вложение – вклад в себя.

У каждого человека от природы есть определенные таланты. Их развитие также подразумевают идеальные потребности. Примеры: запись в творческие кружки, изучение языков. Такие занятия могут проводиться с определенной целью. Но, в конце концов, получение удовольствия – это тоже довольно весомый повод. Время, потраченное с радостью, израсходовано не зря. Самое главное – во всем стремиться находить баланс. В том числе между духовностью и материальным миром.

Пути совершенствования

Покуда человек чувствует, что в его душе — куча шкафов со скелетами, он не сможет получить удовольствие даже от самой роскошной в материальном плане жизни. Потребность в самопознании — идеальная потребность, удовлетворение которой обеспечивает покой и положительное состояние духа.

Общеизвестный в психологии факт: моральное состояние человека тесно связано с его самооценкой. Каждой личности хочется чувствовать себя особенной, уникальной, способной делать то, что не могут другие. Это не нарциссизм и не бахвальство, а нормальная необходимость, когда она не выходит за адекватные пределы.

Виды потребностей

Выделяют 3 главные группы – витальные, социальные, идеальные потребности. Они составляют основу поведения любого человека.

Данную классификацию предложил Симонов П.В. – советский психолог, психофизиолог и биофизик. Он говорил, что потребности – необходимая связь организма с окружающим или внутренним миром для регуляции собственной жизнедеятельности.

Витальные

Это физиологические нужды, включающие инстинкт самосохранения, продолжения рода и самоподдержания. Самоподдержание – это получение сенсорной, слуховой информации.

Каждый стремится добыть себе пропитание и сохранить целостность своего тела. Отношения между людьми противоположного пола созданы природой для рождения детей, т.е. продолжения рода.

Социальные

Это желания, которые можно удовлетворить путем общения с другими людьми. Находясь в социальной группе человек так или иначе играет в ней отведенную роль, создает дружеские и близкие отношения, получает признание.

Каждый индивид имеет необходимость в самоидентификации (кто я, какой я?), которую можно удовлетворить, получая обратную связь от общества.

Идеальные

Помимо тяги к сытости, теплу, безопасности и любви, человек обнаружил в себе и другие желания.

Творческое «я», заложенное в каждом человеке, начало двигать вперед культуру, искусство и науку. Некоторые испытывают желание остаться в памяти людей, оставить след в истории.

Аристотель отделил человека от животного, благодаря его бесконечному желанию познавать мир. Каждая личность ощущает нужду в познании себя, своей личности.

Более того, человек стремится познать саму суть вещей, их происхождение. Например, животные изучают мир в поисках пропитания, но не задумываются, откуда берется пища, а человека волнует этот вопрос.

Примеры идеальных потребностей:

  1. Поиск внутренней гармонии, ощущение беспокойства, пока не найдено «место под солнцем».
  2. Нравственное развитие – работа над собой, воспитание себя, понимающее отношение к окружающим.
  3. Желание избавиться от вредных привычек.
  4. Движение по карьерной лестнице.
  5. Познание мира новыми способами – наблюдение, исследование, путешествия.
  6. Желание познавать новое, получить новую профессию, знания.
  7. Победа над страхами ради собственного развития и поднятия самооценки.
  8. Наслаждение архитектурой, произведениями искусства, стихами и прозой.
  9. Выражение себя через музыку, картины, танцы.

Какие бывают желания?

П. В. Симонов выделяет первичные (базовые) потребности, которые в том или ином виде представлены у всех людей. Их можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные.

Витальные потребности

То, без чего мы физически можем умереть: потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, безопасности, защите от внешних вредных факторов и т. д. К числу витальных потребностей относится потребность в экономии сил. Иногда, когда совсем ничего не хочется, надо просто дать себе возможность ничего не делать, чтобы сохранить силы. Когда эта потребность доминирует в иерархии, она трансформируется в лень. Поэтому важно поддерживать баланс, чтобы ничто долго на первом месте не стояло.

Социальные потребности

Это все, что касаетсяобщения, потребность в «другом»: желание принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, потребность пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, потребность в уважении и любви. Потребность в Богообщении (о ней Симонов не пишет). Известны примеры детей из нерелигиозных семей, где ребенок имеет контакт с Богом или с кем-то из святых, хотя никто его не учил и в храм не водил.

Известны исследования социальных потребностей у маленьких детей, когда за ребенком ухаживали два человека. Один удовлетворял все его витальные потребности. Другой взаимодействовал социально: вступал в эмоциональный контакт, улыбался, разговаривал. Именно ко второму у ребенка сформировалась привязанность. К взрослому, который остается равнодушным, эмоционально невключенным, ребенок тоже равнодушен. Можно кормить ребенка, пеленки стирать, водить гулять, дать образование, но не наладить эмоциональный контакт.

К социальным потребностям относится потребность следовать нормам. В обществе есть принятая система норм, эталонов: что правильно или неправильно, что можно, что нельзя. Они регламентируют в том числе способы удовлетворения других потребностей, желаний.

Как мы усваиваем нормы? Быть честным с собой

Ребенок усваивает нормы с детства, из семьи. Причем не то, что ему говорится, а то, как на самом деле делается. Во взрослом возрасте возникает вопрос: мои ли это нормы? Действительно ли я так считаю? Это вопрос про личностную честность, свободу, смелость на пути к себе и к Богу. Признаться, что то, что является в обществе априорным, вызывает во мне сопротивление, мне не нравится, бывает страшно. Но это будет встреча с собой, встреча с правдой. Возможно, перед лицом другого, кому вы доверяете. Перед лицом Бога. И это не значит, что нужно идти проповедовать свою антинорму по отношению к традиционной.

Даже заповеди или слова Спасителя могут вызвать со

Даже заповеди или слова Спасителя могут вызвать сопротивление. Митрополит Антоний Сурожский, говоря о чтении Евангелия, призывал читать его честно. Находить места, с которыми ты согласен и с которыми не согласен. Тогда мы не слепо принимаем догмат, норму, правило, эталон просто потому, что так правильно. Мы делаем осознанный выбор.

Идеальные потребности

Познание окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования. Эти потребности основываются на более универсальной потребности — в информации. С одной стороны, хочется, чтобы все было по правилам, понятно, стабильно. Потому что выдерживать неопределенность очень сложно. А с другой стороны, есть потребность в новой информации, стремление к новому, ранее неизвестному.

Потребность в познании ярко выражена у детей. Любопытство, интерес ко всему новому появляется с самого раннего возраста.

Бесшаблонный взгляд на мир. Так на нас смотрит Бог

Нам очень важно иметь мировоззрение, картину мира или хотя бы какой-то ярлык. В нас сильна потребность в познании, понимании, объяснении. Конечно, это двигатель научных открытий, культуры, искусства. Но когда мы смотрим на каждого человека бесшаблонно, как на совершенно уникального, такой взгляд возрождает к жизни, делает тебя человеком. Так на нас смотрит Бог. Мы на Бога так смотреть не можем. Нам хочется и Его поместить в какие-то рамки. Потому что непонимание трудновыносимо. И мы утрачиваем способность видеть новое в неопределенности, то, что не вписывается ни в какой шаблон.

Потребности для себя и для других

Потребности также можно разделить на потребности для себя и потребности для других. Потребности для себя порождают чувство собственного достоинства, независимость суждения, самостоятельность мыслей, самоценность, самоуважение. Это потребность быть хорошим. Она возникает в раннем возрасте, когда подорвана самоценность.

Потребности для других — делают человека доброжелательным, способным к сочувствию, сотрудничеству. Например, желание, чтобы другому было хорошо, забота об интересах другого человека.

Желания как дети. Воспитание внутреннего ребенка

Желания — это не статическая система. Они зависят от многих факторов. Ты выспался — у тебя одни желания. Поел — другие. В метро толкнули — третьи. Может меняться сила желаний в зависимости от периода жизни, времени суток, года. То, что мы хотели пять лет назад и хотим сейчас, не то же самое. Меняется и положение желаний в иерархии. Они бывают разные по значимости, главные и второстепенные.

Способы обращения с желаниями могут быть экологичными (когда мы желание принимаем и даем себе возможность переживать фрустрацию) и неэкологичными. Как с плачущим младенцем. Мамы нет, молоко никто не приносит, никто его не хочет, не любит, никому он не нужен. Брошенный младенец бьется в истерике. Он переживает фрустрацию. Что можно сделать, чтобы он перестал плакать? Можно жестко заставить замолчать, репрессировать. А можно взять на руки, покачать, покормить, обнять, подержать, погладить.

Так же и желания. Они живые, меняются, растут. В психотерапии это называется репарентинг, когда мы выращиваем внутреннего родителя, удочеряем/ усыновляем своих внутренних детей. В диалоге с кем-то это делать легче. Но только ты знаешь, в чем нуждаются твои внутренние детки, и как о них позаботиться.

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. По наиболее распространённой выделяют следующие виды потребностей:

Виды потребностей Примеры
биологические , то есть естественные, врождённые, природные еда,  воздух, сон, воспроизводство  и др.
материальные жилище, одежда, украшения и др.
социальные общение, оценка обществом деятельности человека, труд.
духовные( познавательные, культурные, идеальные) учение, формирование мировоззрение, познание мира, общества и самого себя, поиск идеала, смысла жизни, нравственных ценностей и др.

Американский психолог А. Маслоу выстроил потребности в виде своеобразной пирамиды: чем ближе потребность к основанию пирамиды, тем более необходимой она является. Все последующие нужны  при  удовлетворении  предыдущих.

Взаимосвязь потребностей

В отличие от животных, человеческие потребности не бывают чисто биологическими, все они обусловлены культурно-исторической средой, а их удовлетворение связано с социальным влиянием.

Результат самовыражения приносит пользу и удовлетворение не только самому человеку, но и обществу. Благодаря идеальным потребностям развивается политика, культура, спорт и экономика, что благоприятно сказывается на развитии целой страны.

Интересно! В идеальных потребностях нет предела реализации, как и границ в выборе способов их удовлетворения.

Все потребности так или иначе связаны между собой. Биологические нужды становятся социальными, например, отношения.

Получая знания, студент удовлетворяет свою жажду знаний, но в дальнейшем он хочет получить работу и деньги, чтобы удовлетворить физиологические нужды.

Удовлетворение идеальных потребностей – это удел «человека разумного», который даже в начале своего пути думал о красоте и пользе для общества.

С каждым годом потребность в эстетике, науке, знаниях и развитии будет только увеличиваться, т.к. человек научился наиболее быстрым и простым путем закрывать витальные и социальные потребности.

Теги

Adblock
detector