
Проверка и замена резистора вентилятора охлаждения “Калина”
Содержание материала
- Три основные составляющие электрического тока
- Видео
- Мощность рассеивания
- Осветительные приборы
- Виды резисторов, их особенности
- Назначение
- Как снять корпус воздушного фильтра на Калине
- Система охлаждения
- Виды реостатов
- Замена резистора вентилятора отопителя
- Отличия в конструкции
- Проверка и замена резистора вентилятора охлаждения “Калина”
- Проверка резистора сопротивления
- Неисправности резистора вентилятора охлаждения “Калина”
- Причины неисправности резистора вентилятора “Калина”
- Что необходимо для проверки и замены
- Реостат
- Конструкция
- Как проверить исправность контроллера САУО
Три основные составляющие электрического тока
Электроэнергия достаточно плотно вошла в нашу жизнь. Используется она практически везде, и в автотранспорте в том числе.
Данный вид энергии имеет три основных составляющих – напряжение, сила тока и сопротивление.
Что касается последнего параметра, то благодаря возможности создания дополнительного сопротивления в любой точке электрической цепи можно влиять на первые два параметра.
Основным элементом для создания сопротивления является резистор. Данный элемент относиться к самым востребованным, и ни одна электрическая цепь без него не обходится, и заменить его чем-либо другим не получиться. А в любом автомобиле электрических цепей при достаточно.
Мощность рассеивания
Помимо сопротивления у резистора есть еще один немаловажный параметр – мощность рассеивания.
Любой резистор выступает своего рода ограничителем и благодаря своему сопротивлению проводит через себя только определенное напряжение и силу тока. При этом излишки, которые он не пропустил в себе не накапливает, а преобразует их в тепловую энергию и рассеивает.
Поэтому предусмотрены обозначения резисторов по мощности рассеивания.
Несоответствие данного элемента по мощности рассеивания приведет к его перегреву и разрушению. Мощность рассеивания измеряется в Ваттах.
Определить мощность рассеивания можно как по напряжению, проходящему через него, так и по силе тока.
Что касается напряжения, то формула для расчета выглядит так:
- Р – мощность;
- U – напряжение в цепи;
- R – сопротивление резистора.
Для расчета по силе тока формула имеет такой вид:
- P – мощность;
- I – сила тока, проходящая через резистор;
- R – сопротивление.
Важным условием при выборе резистора по данному параметру является то, что мощность рассеивания у него должна быть вдвое больше, чем полученная при расчетах.
К примеру, мы имеем силу тока в 0,1 А и сопротивление резистора в 100 Ом.
Исходя из формулы, получаем мощность рассеиваний в 1 Ватт (0,1 2 * 100 = 1), но для нормальной работы элемента выбираем резистор с мощностью рассеивания в 2 Ватт.
Осветительные приборы
В последнее время резисторы стали использоваться вместе со светодиодными лампами. Данный вид ламп все больше начал применяться на авто.
Но далеко не все машины пока идут с завода, укомплектованные светодиодными осветительными приборами, а вот отдельно их купить и установить вместо штатных ламп накаливания тех же поворотников или стоп-сигналов вполне можно и многие так делают.
Но здесь возникает проблема, которая обязывает использовать резисторы.
Дело в том, что потребление электроэнергии этими лампами очень малое, из-за чего электронный блок расценивает работу светодиодов как неисправность штатной лампы.
Чтобы исправить ситуацию, используются резисторы, создающие нагрузку на линии проводки, запитывающей те осветительные приборы, в которых установлены светодиодные лампы.
В результате ЭБУ воспринимает сопротивление элемента, как работу лампы накаливания, поэтому кода ошибки не возникает.
Интересно, что при использовании таких обманок основное достоинство светодиодных ламп – малое потребление энергии, сводится к нулю, и у них остается только одно преимущество перед обычными лампами накаливания – длительный срок эксплуатации.
Виды резисторов, их особенности
Из описанных выше резисторов, которые используются в конструкции автомобиля, можно отметить два типа – нагрузочные, они же постоянные и переменные. В целом – это и есть два основных вида, которые имеют достаточно широкое применение в разных сферах.
Конечно, есть еще целый ряд всевозможных резисторов, которые отличаются по своим конструктивным особенностям. К примеру, терморезисторы, в которых сопротивление меняется от температуры, или фоторезисторы, меняющие свои параметры от освещенности. Но их мы пока касаться не будем, а рассмотрим лишь указанные два вида.
Постоянные резисторы называются так потому, что сопротивление, которое они создают – неизменное.
К примеру, если указано, что основной параметр данного элемента составляет 30 Ом, то сопротивление именно этого значения он обеспечивает и поменять его невозможно.
В переменных же резисторах сопротивление можно менять, притом вручную. Примером тому является уже упомянутое управление электродвигателем системы отопления.
К переменным резисторам относятся также подстроечные.
В таких резисторах тоже можно изменять параметр вручную, но регулировка его выполняется не в любой момент, как это делается в переменном, а лишь когда требуется перенастроить работу всей схемы, куда он включен, на длительный срок.
В автотранспорте подстроечные элементы не используются, хотя их часто можно встретить в бытовой технике.
Назначение
Основное назначение резистора – создание сопротивления для возможности контроля и регулировки силы тока и сопротивления. По сути, он является своеобразным фильтром, позволяющим на выходе из него получить электроэнергию с определенными параметрами.
Обеспечивает он все это за счет удержания тока, деления и уменьшения напряжения.
Основным параметром резистора является сопротивление, которое он создает в цепи, и измеряется оно в Омах.
Резисторы в электрической цепи автомобиля.
Именно благодаря своей функции этот элемент так часто используется в автомобилях. Ниже мы рассмотрим одни из основных составляющих авто, где используется резистор и какую конкретно функцию он там выполняет.
Как снять корпус воздушного фильтра на Калине
- Для начала, чтобы удобнее было снимать вентилятор, необходимо будет открутить и вынуть воздушный фильтр полностью с корпусом. Для этого первым делом откручиваем два болта крепления корпуса, как показано на фото ниже:
- Затем, сразу можно отсоединить шланг расширителя, который крепится на маленькой пластиковой защелке, очень удобно это делать плоскогубцами:
- Теперь отсоединяем штекер от датчика массового расхода воздуха, нажав на его фиксатор снизу. А также, нужно отсоединить штекер от клапана продувки адсорбера, который находится на корпусе воздушного фильтра. Ниже на фотографии все прекрасно видно:
- После этого нужно открутить хомут патрубка инжектора, который соединен с ДМРВ и снять патрубок, отведя его немного в сторону:
- Далее снимаем крышку с корпуса, открутив 4 болта:
- Теперь снимаем с корпуса адсорбер, который достаточно просто потянуть вверх и извлечь его из посадочного места, так как больше он ничем не крепится:
- И откручиваем гайку крепления воздухозаборника, которая находится в самом верху возле радиатора:
Система охлаждения
Следовательно, нагрузочный резистор используется в системе охлаждения автомобиля, а точнее в цепи питания вентилятора радиатора.
Стоит отметить, что ранее этот электрический элемент в данной схеме не использовался, и все работало очень просто: при достижении определенной температуры теплоносителя датчик температуры замыкал контакты цепи питания вентилятора и входил в работу.
Использование резистора позволяло эксплуатировать двигатель вентилятора в двух и даже трех режимах.
Немного изменился процесс подачи вентилятора. В систему также добавлены реле, а электронный блок управления уже отвечает за включение вентилятора в современных автомобилях.
То есть электронный блок анализирует показания датчика температуры и отправляет сигнал на реле.
В зависимости от температуры реле направляет электричество по определенной цепи. Если температура охлаждающей жидкости немного превышена, но уже требуется понижение и получен сигнал от ЭБУ, реле направляет электричество через нагрузочный резистор, который создает сопротивление, и вентилятор начинает вращаться на малой скорости.
Если температура поднимется дальше и достигнет критической точки, реле перенаправит электричество по другой цепи, минуя резистор, прямо на вентилятор, который обеспечит его работу на полной мощности с высокой скоростью вращения.
Это двухрежимный режим работы вентилятора, гарантируемый наличием в цепи подтягивающего резистора. Кроме того, он упрощен, чтобы сделать его более понятным.
В автомобиле с трехрежимной работой вентилятора принцип остается прежним, но в нем уже используются два резистора — один отвечает за низкие обороты вентилятора, второй — за средние.
Третий режим — аварийный, при котором вентилятор вращается с максимальной скоростью, питание осуществляется путем подачи питания непосредственно на него.
Виды реостатов
Популярным видом реостатов, применяемых в промышленности и электротранспорте, например, трамваях, является устройство, выполненное в виде тора. Регулирование происходит при вращении ползунка вокруг своей оси. При этом он скользит по обмоткам, расположенным тороидально.
Реостат в виде тора меняет сопротивления практически не создавая разрыва в цепи. В полную противоположность ему выступает рычажный вид. Резисторы расположены на специальной раме, и их выбор происходит при помощи рычага. Любая коммутация сопровождается разрывом контура. Помимо этого в схемах с рычажным реостатом отсутствует возможность плавного регулирования сопротивления. Все переключения приводят к ступенчатым изменениям параметров сети. Дискретность шагов зависит от количества резисторов на раме и диапазона регулирования.
Как и рычажные, штепсельные реостаты регулируют сопротивление ступенчато. Отличительной особенностью является изменение параметров сети без разрыва цепи. При нахождении штепселя в перемычке, большая часть тока идет вне сопротивления. Количество возможных вариантов включения зависит от размера магазина. Вытаскиванием штепселя происходит перенаправление тока в резистор.
К специфичным видам можно отнести ламповые устройства и жидкостные реостаты. В связи с рядом недостатков данные приборы не нашли широкого распространения. Жидкостные реостаты можно встретить лишь в взрывоопасной среде, где они выполняют функции управления двигателем. Ламповые можно встретить в лабораториях и на уроках физики, так как их надежность и точность недостаточны для повсеместного использования.
Замена резистора вентилятора отопителя
Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи. Под вещевым ящиком.
. шлицевой отверткой поддеваем верхний край заглушки.
Отсоединяем колодку проводов от резистора. Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления резистора.
Стрелкой показано отверстие под саморез крепления резистора. Устанавливаем резистор вентилятора отопителя в обратной последовательности.
Заметил давеча, что температура двигателя, при которой включается вентилятор, стала несколько выше. При изучении вопроса выяснилось, что на калинах целых две скорости вращения карлсона. Пониженная скорость включается раньше, вторая соответственно при большем нагреве охлаждающей жидкости. У меня вышла из строя как раз первая скорость и виной тому могли быть либо 30 амперный предохранитель под бородой (в моей комплектации его нет), либо термопредохранитель непосредственно в корпусе резистора. Он часто перегорает и его заменяют на простую перемычку. В моём случае. проблема оказалась в некачественной пайке самого предохранителя (фото)
.Перепаял, прозвонил — девайс, как новый! Если кому интересно, демонтировать резистор можно испод капота, сняв предварительно корпус воздушного фильтра. Я еще открутил провод со стартера, так как нужно было обслужить контакты. Находится он в нижней части вентилятора (фото)
Крепится резистор двумя…саморезами. Свои смог стронуть только при помощи маленькой трещотки с насадкой под крестовую отвертку. Далее короткой отверткой до полного отворачивания)
Цена вопроса: 0 ₽ Пробег: 83500 км
Отличия в конструкции
На ВАЗ 2110 устанавливались печки так называемого нового или старого образца. И та и другая система, в том числе и на ВАЗ, имеющей инжектор вместо карбюратора, особенно конструкционно не отличаются.
Итак, непосредственно различия:
- Главное отличие печки нового образца от старого – в конструкции радиатора отопителя. Поэтому если вы производите ремонт системы отопления, и решите вместо старого радиатора поставить нового образца, то учтите некоторые нюансы;
- Кроме того, контролер САУО тоже не в точности такой. Уже сняты с производства и не подойдут новым моделям отопителя 4 или 5 позиционные контролеры, образца выпуска до осени 2003 года;
- Отличаются микроредукторы, также начиная с выпуска в сентябре 2003 года. Отличаются они резисторами (датчиками положения вала), поэтому нужно смотреть, взаимозаменяем ли резистор в той модели ММР, что вы приобрели.
Проверка и замена резистора вентилятора охлаждения “Калина”
Демонтаж дополнительного резистора вентилятора выполняется так:
- поставить автомобиль на “ручник”;
- открыть капот;
- снять провод “массы” с аккумулятора;
- демонтировать брызговик двигателя;
- открутить и снять защиту картера двигателя (если установлена);
- нажать на защелку колодки и расстыковать жгут проводов питания электровентилятора;
- при помощи крестовой отвертки открутить два винта, удерживающие дополнительный резистор;
- отвести в сторону кронштейн крепления резистора вместе с колодкой;
- вытащить резистор.
Проверка резистора состоит из двух этапов:
- визуальный осмотр целостности спирали;
- проверка обмотки резистора на обрыв при помощи омметра.
При обнаружении неисправности обмотки резистор необходимо заменить новым. Если же неисправен термопредохранитель, то можно ограничиться лишь его заменой. Для этого пригодится паяльник, которым следует выпаять сгоревший предохранитель и припаять вместо него новый. Остается поставить детали на штатные места. Установка резистора вентилятора охлаждения “Калина” выполняется строго в порядке, обратном снятию.
Проверка резистора сопротивления
Резистор печки имеет 2 спирали, сопротивление 1-й 0,23 Ом, а 2-й составляет 0,82 Ом. Когда задействованы обе, то электродвигатель отопителя работает на первой скорости, если же резистор работает на первой спирали, то включается 2-я скорость. На третьей, максимальной скорости вентилятора, когда резистор не задействован При включении электродвигателя без резистора, ротор вентилятора вращается с максимальной 3-й скоростью.
Кроме выше перечисленных неисправностей также печка может не работать по причине малого уровня антифриза, завоздушивание системы охлаждения, нерабочему термостату или помпе.
Как известно, автомобиль представляет собой полуавтономное устройство, которое функционирует благодаря совокупности сложных составляющих. На сегодняшний день автомобили концерна ВАЗ в России пользуются высокой степенью популярности. Однако, иногда могут и случаются неожиданные неисправности. Например, может понадобиться замена резистора на печке ваз 2110. Для её практической реализации необходимо знать причину возникновения этой данной неисправность и умение её устранять. На ваз 2110 замена резистора на печке — дело ответственное, но с ним можно справиться самостоятельно.
Неисправности резистора вентилятора охлаждения “Калина”
Работа электровентилятора только на высокой скорости вращения — Главный признак того, что дополнительный резистор вентилятора охлаждения “Калина” неисправен. Электросхема подключения вентиляторов ЛАДА “Калина” предусматривает одновременное включение двух систем обдува:
- электровентилятора охлаждения радиатора;
- электровентилятора охлаждения кондиционера,
Если в какой-то момент времени вращается только один из них, то можно сделать вывод о разрыве цепи питания второго. Тоже происходит, когда электровентилятор радиатора не крутится после нагрева двигателя. Причин такого явления несколько. Это может быть как плохой контакт или обрыв провода, так и неисправность резистора электровентилятора.
Причины неисправности резистора вентилятора “Калина”
Основная причина поломки дополнительного резистора вентилятора “Калина” — перегорание термопредохранителя, который защищает обмотку электродвигателя и цепь питания от перегрузки. В этом случае необходим ремонт или замена резистора вентилятора охлаждения “Калина”. Выполнить работу можно самостоятельно, она не занимает много времени, не требует высокой квалификации или специального инструмента.
Что необходимо для проверки и замены
Для снятия, проверки и ремонта (замены) дополнительного резистора понадобятся:
- омметр;
- крестовая отвертка;
- набор ключей;
- паяльник;
- канифоль;
- припой;
- новый резистор или его часть — термопредохранитель (16А и 180 градусов).
Если на автомобиле установлена защита двигателя (картера), снимать ее лучше с ямы или на подъемнике.
Реостат
Теперь перейдем к реостату. Со стороны разьема плата модуля выглядит так. Белая хрень на транзисторе и радиаторе – термопаста КПТ-8, она улучшает теплоотвод и обязательна к использованию!.
Стрелочки указывают на места пайки термопредохранителя, перед разборкой ножки желательно выпаять, иначе есть вероятность их оторвать. Его назначение заключается в защите ключевого транзистора при превышении допустимого тока или температуры кристалла – перегорая, он разрывает управляющую цепь БУПа и транзистор запирается. Хотя весьма часто его быстродействия не хватает и транзистор успевает сгореть. Проверяется он как обычный предохранитель, прозванивается омметром. Выглядит примерно так: Альтернативой может послужить обычная скрепка, но надо отдавать себе отчет, что жучок в защищаемой цепи ессесно надежности узлу не добавляет.
Конструкция
Один контакт вентилятора нагнетателя подключен напрямую к отрицательной клемме (также называемой «землёй») аккумуляторной батареи, а второй контакт подключается к плюсовой клемме аккумулятора через резистор. Резистор подключается последовательно с электровентилятором. Это значит, что сила тока, проходящего через двигатель вентилятора, и, соответственно, скорость последнего регулируются при помощи резистора. Используя переключатель, автомобилист устанавливает необходимую ему скорость вращения вентилятора, включая в цепь тот или иной резистор из блока (каждый из резисторов имеет своё сопротивление). В системе управления есть также ещё две дополнительные опции – одна из них выключает вентилятор вообще, а вторая – устанавливает максимальную скорость вращения вентилятора. При отключении вентилятора его двигатель просто отключается от питания. При выборе максимальной скорости вращения электрический ток поступает в двигатель электровентилятора напрямую от аккумулятора, минуя блок резисторов, что означает максимальную силу тока. Чем ниже сопротивление резистора – тем выше сила тока, поступающего в двигатель вентилятора, и тем быстрее он вращается.
Как проверить исправность контроллера САУО
Для проверки САУО потребуется мультиметр чтобы замерить напряжение на розовом и коричневом проводах (при этом включаем зажигание и крутим ручку температуры). В зависимости от того какой именно контролер установлен на авто напряжение меняется по-разному. На автомобилях до 2001 года устанавливался контроллер управления отопителем 1303.3854 его напряжение в положении «min» снижается через 13±5 секунд, а на о подается постоянно. Таким образом когда напряжение блока САУО на выходе не меняется – он не рабочий. На автомобили после 2003 г. устанавливался блок 1323.3854 и печка 2111-8101012.
Когда барахлит контроллер то могут не работать заслонки, но дабы диагностировать другие причины неисправности печки ВАЗ 2110-12 придется разбирать отопитель.