
"Зачем нам нужен синтаксис?"
Содержание материала
Что такое синтаксис?
Язык — основное средство общения людей. Язык тесно связан с мышлением и сознанием человека. Свои мысли, а затем и речь мы облекаем в слова и предложения. Знания об окружающем мире, которые люди приобретают в процессе трудовой, исследовательской деятельности закрепляются в языке — в словах и словосочетаниях, которые формируют предложение. Раздел языкознания, носящий название «синтаксис», занимается изучением словосочетаний и предложений, из которых строится наша речь.
Синтаксис — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.
Синтаксис изучает подчинительные связи в словосочетании, свободные и несвободные словосочетания, предложение с точки зрения его состава и строения. В ведении синтаксиса также находятся члены предложения, грамматическая основа предложения, виды простых предложений и сложных.
Изучая синтаксис русского языка мы научимся различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения, пользоваться ими в письменной и устной речи.
Сочинение в сложном предложении
На уровне сложного предложения сочинение понимается как равноправие грамматического статуса элементарных предложений в его составе
.
В результате рассмотрения многих формальных характеристик (признаков) сложносочиненного предложения большинство лингвистов сходятся во мнении об определяющей роли в его структуре союза, который является основным средством связи и выражения отношений между соединяемыми компонентами
.
Сочинительная связь, как и подчинительная, многомерна, ее содержание складывается: 1) из значений союзов и 2) из результатов взаимодействия семантики элементарных предложений (Холодов Н. Н., 1977). Значения союзов статичны, значения, идущие от взаимодействия компонентов, динамичны. Последние складываются, в свою очередь, из модально-временных отношений (значений) и значений, являющихся типизированными результатами взаимодействия бесконечно разнообразной вещественной семантики компонентов. Эти последние отражают отношения между теми явлениями действительности, о которых сообщается в сочиняемых компонентах, и потому выступают в качестве главных коммуникативных отношений предложения. Н. Н. Холодов называет их «субстанциальными» значениями (отношениями
).
Основные понятия синтаксиса
Кроме основных синтаксических единиц, в этой роли также выступают сложное синтаксическое целое и текст. В составе всех синтаксических единиц слова используются в словоформе (форме слова) и в совокупности образуют так называемую «морфологическую парадигму» (к примеру, «К дому Петровы подъехали на новой машине», в данном случае выделяется семь слов на пять словоформ, а предлог – это элемент формы слова и включён в состав членов предложения).
Словоформа и синтаксема
Словоформа в составе предложения или словосочетания является структурно-смысловым компонентом синтаксемы (синтаксической единицы).
Синтаксема – единица, представляющая собой морфологическую форму слова и обладающая отличительной синтаксической семантикой (например, «в саду у реки» (использована семантика местоположения) или «до неузнаваемости», «до изнеможения» (использована семантика значения следствия и степени).
Синтаксическая связь
Между синтаксическими единицами существуют синтаксические связи или синтаксические отношения, которые являются основными признаками синтаксических построений.
Синтаксическая связь – это выражение взаимосвязи основных элементов в присущих им синтаксических единствах. К основным видам синтаксической связи относятся подчинение и сочинение.
При сочинении способны объединяться равноправные синтаксические компоненты, а при подчинении – неравноправные, при этом один из компонентов выступает главным, а другой зависимым.
Сочинительная связь способствует соединению однородных членов и частично сложносочинённых, а подчинительная – словоформ и словосочетаний, а также частично в сложноподчинённых предложениях.
Сочинительная связь может быть открытой, т. е. объединять количество слов (например, «Сергея, Саши и Вани вчера не было в школе»), и закрытой, когда она объединяет не более двух слов, находящихся в отношениях соединения или противопоставления, но не перечисления (например, «Мне было грустно, и я пошёл прогуляться»).
Синтаксические отношения существуют двух видов: предикативные и непредикативные. Предикативные влияют на грамматическую основу; непредикативные способны возникать между слов в любых построениях.
Синтаксис в литературе
В литературе выделяют синтаксические способы выражения.
Существует отдельный термин – «поэтический синтаксис», который объединяет все средства, связанные с употреблением словосочетаний и предложений с целью реализации определенной художественной цели.
Примеры средств:
- парцелляция – употребление «расчлененного» пунктуационно и интонационно высказывания, чтобы акцентировать внимание на эмоциях, событиях, элементах повествования. Например: «Он подарил мне долгожданное кольцо. Золотое. С огромным камнем. Из белого золота. Как мечтала»,
- синтаксическая анафора – это повторение в прозе или поэзии одинаковых конструкций. Например: «Услышу ли слова твои. Услышу ли я извиненья? Услышу дождь лишь и свои услышу я разбитые мечты».
- эпифора – повторение одинаковых слов в конце кратких отрезков речи. Характерно для фольклора, народных песен,
- параллелизм – расположение похожих по синтаксической структуре элементов в смежных поэтических или прозовых элементах текста,
- оксюморон – словосочетание, в котором соединяются логически не объединяемые лексемы («живой труп», «горький сахар», «острая глупость»),
- асиндетон – намеренное опущение всех видов связи: союзов, соединяющих слов. Это придает тексту динамичности, стремительности,
- полисиндетон – намеренное увеличение количество соединительных слов и союзов в предложении. Это создает дополнительные паузы, замедляет темп произведения. Например: «А как же я? А как же все, что было? А как же дни? Недели? Как же все?». С помощью этого средства можно придать тексту дополнительного трагизма и эмоциональности,
- риторические фигуры – вопросы (не требующие ответа), восклицания (передача эмоций) и обращения (обобщенные),
- инверсия – нарушение порядка слов, в поэтическом языке это принимается за норму. С помощью инверсии можно создать ритмичный текст, выделить нужные слова и фразы, передать эмоции,
- эллипсис – опущение языкового элемента, игнорирования сказуемого или подлежащего. Например, вместе «А я тебе послала открытку» «А я тебе – открытку».
Эти средства называют также поэтическими фигурами речи. Их используют для художественной выразительности, передачи экспрессивности.
В поэтическом синтаксисе допустимы любые эксперименты и «языковые» игры, которые определяются как ошибочные в обычной речи:
- повторы,
- нарушение порядка слов,
- тавтология.
Аспекты синтаксиса
Названные выше единицы сложны и многогранны с точки зрения структуры и смысла. А потому даже в рамках одного раздела требуют разностороннего изучения. В связи с этим в рамках современной лингвистики синтаксис представлен в трех аспектах:
- Грамматический. Наиболее известный широкому кругу людей, поскольку именно такой синтаксис является традиционным. Его изучают в школе, он же был первым и долго доминирующим в академической науке.
В грамматическом аспекте языковые единицы рассматриваются как некие конструкции, «сочетания», которые соотносимы в рамках некой системы.
Внутри грамматического синтаксиса представлен ряд моделей-схем, которые могут в языке иметь различное семантическое воплощение.
К примеру, под схему «N1 (существительное в Им.падеже) Vf (глагол в личной форме)» можно подставить что-то вроде «Девочка гуляет», «Я бегу», «Идет снег».
- Семантический синтаксис. Научно привлек интерес куда позднее традиционного: первые работы были написаны на рубеже 19-20 веков. Углубленные труды вышли только к середине прошлого столетия.
С точки зрения семантики (что это?), то же предложение изучают как отражение ситуации, как вербализацию, описание фрагмента действительности.
Разницу между аспектами покажем на примере. Рассмотрим три предложения – «Идет снег», «Снег», «Снежно». Грамматически они соответствуют разным схемам, однако семантически (с точки зрения смысла) они все, по сути, говорят об одном и том же (возможно, с мелкими деталями в трактовании).
Более того, о такой же погоде может говорить даже периферийная часть предложения: «Из-за снега я остался дома». То есть семантически все эти синтаксические единицы / части являются синонимичными. Эти их «смыслы» также называют пропозициями.
- Коммуникативный синтаксис. Самый поздний в лингвистическом рассмотрении. Со временем ученые окончательно пришли к тому, что рассматривать единицу только как сухую конструкцию, возводимую к формуле, или только как пропозицию, несправедливо.
Предложения не генерируются неким отвлеченным разумом: они создаются в живой речи и применяются для передачи информации о конкретной ситуации с какой-либо целью (да, мы можем придумать и не ситуативный пример, но это вторично).
Таким образом, синтаксические единицы становятся некими «кирпичиками» коммуникации.
Объясним наглядно и этот момент. То же предложение «Идет снег», обладая одинаковыми пропозициями и грамматическими схемами, может коммуникативно приобретать разные черты:
- Идет снег. – ситуацию констатируют.
- Идет снег. – говорящий делает акцент на том, что снег продолжает идти.
- Идет снег? – задают вопрос.
Выражается это коммуникативное различие только в интонации.
Несмотря на некую субъективность коммуникативного аспекта именно он должен быть признан ведущим. Ведь мы используем синтаксические единицы в речи, применяем для своего реального ежедневного общения.
И если учение о формальных схемах и пропозициях больше интересует науку, то коммуникативная сторона максимально касается каждого индивидуума постоянно.