Сочинение 9.3. Зачем человеку нужна фантазия?

Содержание материала

  1. Что такое фантазия?
  2. Видео
  3. Режим мыслей
  4. Механизм работы: что, как, почему и зачем?
  5. Зачем человеку воображение
  6. Чтобы в магазине решить, какая мебель лучше подойдет для гостиной, вы представляете: а как будет смотреться вот этот белый диван? А может, лучше зеленый?
  7. . Взаимо с художественными произведениями
  8. Мы задействуем воображение постоянно, а не только когда открываем книгу или садимся за стол, чтобы написать свой текст.
  9. Этот опыт наделал много шума в философии восприятия и воображения, продемонстрировав, что не стоит так уж доверять нашим органам чувств и восприятию — они нас часто обманывают.
  10. Можно ли читать детям сказки? Ведь в них содер­жатся подчас очень стран­ные фан­та­зии
  11. Игры и упражнения для развития воображения
  12. Какие бывают фантазии?
  13. Бессознательные
  14. Детские
  15. Научные
  16. Писательские
  17. Эротические
  18. Невротические
  19. Воображение и фантазия: какая между ними разница?
  20. Как развить фантазию?
  21. Привычка уходить в мечты может стать опасной
  22. Как развить способность фантазировать?

Что такое фантазия?

Фантазия — это продукт воображения, характеризующийся силой, живостью, спонтанностью и уникальностью символов, образов или фантазий, которые она создает. Это сверхконцентрация идей, которая стимулирует обучение, вызывает живой интерес ко всему, что нас окружает, и желание все это познать. Согласно этому, способность к воображению — это способность создавать в воображении нечто новое, невероятное, невообразимое, невозможное или неактуальное. Хорошо, что кладовая воображения неисчерпаема.

Без воображения человеку было бы трудно жить с реальностью или создавать ее. Ведь все вокруг нас — это результат чьего-то воображения, воплощенный в материалах, конструкциях, бытовой технике, транспорте, Интернете, книгах, картинах — во всем. Воображение как личное качество необходимо для любого процесса, но в творчестве оно незаменимо. Вот почему художники, писатели, фотографы, дизайнеры, танцоры, стилисты ценят этот навык. Чаще, однако, это называется творчеством.

Но способность мечтать полезна не только для творческих людей. Фантазии, оговорки, свободные ассоциации, неправильные действия — все это прямой путь в бессознательное. А бессознательное является предметом изучения психологии. Недаром Зигмунд Фрейд называл фантазии «фасадами сновидений», которые отражают скрытые мысли, тайные желания, нереализованные намерения. Правда, напомнил он, их необходимо отличать от реальности.

И здесь кроется неоднозначная польза фантазии. С одной стороны, развитие фантазии увеличивает способность создавать, расширять, удваивать реальность. Но с другой стороны, это способ избежать этого. Иногда фантазия становится образом жизни и как-то незаметно заменяет существенную ее часть. И здесь нужно быть осторожным.

Режим мыслей

Мыслительная активность человека протекает в двух режимах:

  • Собранный – умственные усилия направлены на решение конкретной задачи, и все ресурсы кратковременной памяти задействованы в процессе.
  • Рассеянный – внимание и усилия ни на чем конкретном не сфокусированы. Человек при этом занимается обыденными делами, отработанными до режима автоматизма: уборка, бег, готовка под просмотр телевизора.

Чудеса фантазии рождаются в рассеянном режиме. Мозг в собранном режиме потрудился. Он собрал и запаковал информацию, полученную с сайтов о подарках, разворошил потайные архивы воспоминаний. После этого лучше дать ему отдохнуть. Во время отдыха обрабатываются новые сведения, создаются новые нейронные связи. Когда все готово, открытие приходит само собой — нестандартное и полезное.

Механизм работы: что, как, почему и зачем?

Чтобы понять, как устроена фантазия, обратимся к исследованиям, проведенным нейрофизиологами Калифорнийского университета. Представьте головной мозг человека, состоящий из миллиардов нейронов. Это библиотека опыта и знаний, пополняющаяся в течение жизни. Тут хранится множество мелочей. Это склад всего забытого и неосознанного. И даже наспех просмотренная книжка с картинками займет свое место в нейронном хранилище. Одни залы библиотеки всегда открыты, другие приоткрываются на время, третьи скрыты за коваными решетками и тяжелыми замками условностей.

Ежесекундно сознание обращается в это хранилище ин

Ежесекундно сознание обращается в это хранилище информации. Получая запрос, мозг, используя резервы оперативной памяти, направляет мыслительный процесс по проторенной дорожке к группе нейронов, в которой записана нужная информация. К примеру, если вы хотите решить уравнение, то мозг приведет вас к тем нейронным связям, которые хранят алгоритм этого действия. Чем привычнее и обыденнее задача, тем быстрее приходит решение.

Но что происходит, если человек отправляет своему подсознанию нестандартный запрос? Привыкшая к рутинному однообразию, оперативная память направляет мысль по проторенным дорожкам. Полученный ответ оказывается либо очень обыденным, либо и вовсе неподходящим. Ситуация знакомая каждому. Пример: 23 февраля и выбор подарка любимому. Какая первая мысль созревает в голове? Носки! Как вариант – пена для бритья, складной нож, трусы, дезодорант. По этому списку проходят 90% девушек. В этот момент и приходит осознание необходимости креативного мышления. Казалось бы, бытовая мелочь, а сколько проблем и мук душевных?

Что же происходит в голове человека, наделенного волшебным даром фантазии?

Если идеи не устроили, запрос снова меняется и так до получения нужного результата. Через какие закоулки подсознания пройдет мысль неизвестно. Все зависит от количества задействованных связей. В поисках идеи для подарка девушка переберет увлечения любимого, вспомнит о восхитившем кавалера штопоре или коллекционной бутылке вина. Она подумает о его нежной любви к машине и странным освежителям воздуха, о мечте сыграть в гольф или прыгнуть с парашютом… На этом моменте лучше переключится и подумать о чем-нибудь другом.

Зачем человеку воображение

О воображении мы привыкли думать исключительно как о нужной способности для писателей, художников и творческих людей: оно помогает рисовать картины, писать рассказы и снимать фильмы. Но на самом деле это лишь малая часть того, как мы его используем. Воображение нужно нам и для решения многих повседневных задач, о которых мы и не задумываемся как о чем-то творческом.

Чтобы в магазине решить, какая мебель лучше подойдет для гостиной, вы представляете: а как будет смотреться вот этот белый диван? А может, лучше зеленый?

Современная американская философиня Эми Кайнд вообще предлагает отказаться от взгляда на воображение как на что-то единое и неделимое (а также от попыток построить единую теорию воображения), а говорит о разных типах в разных контекстах.

В своих исследованиях она выделяет минимум четыре

В своих исследованиях она выделяет минимум четыре вида воображения:

Взаимо с художественными произведениями

Тут всё просто: благодаря этому типу воображения мы способны как создавать, так и воспринимать вымышленные истории.

Мы задействуем воображение постоянно, а не только когда открываем книгу или садимся за стол, чтобы написать свой текст

Оно нужно нам даже для таких банальных действий, как узнавание собственного кота за решеткой забора: когда мы видим только половину головы и часть хвоста нашего любимца, мы не ужасаемся тому, куда пропали остальные его части. Благодаря воображению и памяти мы знаем: частично кот просто скрывается за забором (такой пример приводит современный английский философ Дерек Браун).

Впрочем, то, что наше восприятие перемешано с воображением, подтверждают и эксперименты. Например, английская философиня и нейроученая Фиона Макферсон провела эксперимент: нарезала из бумаги красно-оранжевого цвета кружки и треугольники, а еще яблоки, сердца и другие объекты, которые мы привыкли видеть красного цвета. Затем она попросила испытуемых расположить их на бумаге, из которой, как им кажется, эти объекты были вырезаны. Большинство ошиблись именно с яблоками и сердцами: они казались испытуемым более красными, чем были на самом деле.

Этот опыт наделал много шума в философии восприятия и воображения, продемонстрировав, что не стоит так уж доверять нашим органам чувств и восприятию — они нас часто обманывают

Получается, что даже если у искусственного интеллекта будут всё те же органы чувств, что есть у нас, у него не получится действовать и ориентироваться в пространстве так, как мы. Для взаимодействия с миром ему понадобится еще и воображение.

Можно ли читать детям сказки? Ведь в них содер­жатся подчас очень стран­ные фан­та­зии

«Сказка – ложь, да в ней намек…» Нужно пони­мать, что сказки – это не бого­слов­ские труды, но жанр уст­ного народ­ного твор­че­ства. Если с точки зрения пра­во­слав­ного веро­уче­ния про­ана­ли­зи­ро­вать, напри­мер, сказку «Царевна-лягушка», то на первый взгляд может пока­заться, что в ней ничего душе­по­лез­ного, поскольку вир­ту­аль­ный пер­со­наж этой сказки – кра­са­вица-обо­ро­тень, обла­да­ю­щая позна­ни­ями в кол­дов­стве, при­нуж­ден­ная жить в облике лягушки. Однако эта сказка учит бороться за свое сча­стье, не сда­ваться и не отча­и­ваться. Другой пример. Малень­кая, кра­си­вая, добрая девочка Дюй­мо­вочка из одно­имен­ной сказки Г. Х. Андер­сена каким-либо «рев­ни­те­лям бла­го­че­стия» (не по разуму) может пока­заться блуд­ни­цей, сбе­жав­шей от своего закон­ного мужа-крота, пусть и ску­пого. Про­блемы семей­ной жизни она решает, не при­бе­гая за помо­щью к Богу. Ее избран­ни­ком ста­но­вится сла­сто­лю­бец-эльф – поскольку он король, можно пред­по­ло­жить, что и для него этот брак уже не первый. Однако, следуя такой логике, можно отка­заться вообще от всякой куль­туры, кроме цер­ков­ной. Пси­хике чело­века, не достиг­шего свя­то­сти, послед­ствия такого само­огра­ни­че­ния нане­сут куда боль­ший урон, чем та же сказка «Дюй­мо­вочка», кото­рая в дей­стви­тель­но­сти учит добру (Дюй­мо­вочка уха­жи­вала за ласточ­кой). Поэтому не стоит предъ­яв­лять излиш­них тре­бо­ва­ний к сло­жив­шимся в сказки фан­та­зиям тех или иных авто­ров или наро­дов. В край­нем случае, всегда можно найти такие сказки, кото­рые, по нашему мнению, ока­жутся для ребенка более душе­по­лез­ными. 

Игры и упражнения для развития воображения

Родители должны знать, как развить фантазию и воображение у ребенка. Предлагаем вам пару упражнений для этого.

  1. Чтение, обсуждение и анализ хорошей литературы по фантастике:
    • в нежном возрасте (2-6 лет) — сказки, фантастические рассказы;
    • в отрочестве (7-14) — приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);
    • в юности и в зрелые годы — добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов и др.).
  2. Стимулируйте фантазию вопросами. Например: «А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?»
  3. Ставьте детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
  4. «Подбрасывайте» детям интересные сюжеты и просите их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

Какие бывают фантазии?

Фантазия — настолько обширная тема, что невозможно рассмотреть ее со всех сторон сразу. Давайте поговорим о самых популярных из них.

Бессознательные

Иногда можно услышать упрек: «Вы совершенно лишены воображения». На самом деле людей, неспособных к воображению, не бывает. Просто фантазии возникают бессознательно. Психоанализ Фрейда объясняет их двумя способами: а) они изначально возникли в бессознательном; б) они возникли в сознании, но попали в бессознательное через подавление.

  • Плюсы. Это ключевое понятие в психоаналитической теории, которое поможет вам многое узнать о себе.
  • Конс. Если его не контролировать, он может вызвать психологические и психосоматические расстройства или бред.

Детские

Детское воображение активно с 3-3,5 лет и не имеет границ. Дети придумывают воображаемых друзей, сюжеты для игр, новые истории для любимой книги или героев мультфильмов. Таким образом они познают мир, учатся вести себя и общаться в реальном мире, формируют механизмы психологической защиты, раскрываются творчески.

  • Плюсы. Воображение и творчество помогают им раскрыть свою уникальность и талант, расслабиться и просто повеселиться.
  • Если ребенка не научить разнице между фантазией и ложью, он может вырасти патологическим лжецом.

Научные

Инновации — это не просто фантазия. Это революция, которая дает возможность выйти за рамки правильных ответов и найти действительно новое решение. Сочетание воображения и научного мышления привело к появлению роботов-хирургов, сотовой связи, биопротезов, искусственного интеллекта, гибких смартфонов, 3D-печати и виртуальной реальности.

  • Плюсы. Ожидаются новые тенденции в мире инноваций и творчества — технологические города будущего, непобедимые квантовые компьютеры, 4D и 5D печать, роботы, способные обучать, и новое поколение автомобилей без водителя.

Писательские

Глубина воображения писателя позволяет читателю путешествовать во времени и пространстве, входить в художественный мир героев, наблюдать увлекательные события из прошлого и будущего. Книги приносят в жизнь читателей столько прекрасных вещей, знаний, эмоций, советов, приключений, что можно только порадоваться такому богатому воображению.

  • Плюсы. Чтение — это та самая форма досуга, которая приносит наибольшее ощущение счастья и удовлетворения жизнью.

Эротические

Сексологи шутят: 90% людей предаются сексуальным фантазиям, а остальные 10% просто не признаются в этом. Ночь с бывшим партнером, секс со знаменитостью или незнакомцем, сексуальные игры на природе или в незнакомом месте — эти эротические сны помогают «нарисовать» не очень радостную картину реальности.

  • Активные фантазии о сексе позволяют ослабить внутренние запреты, выразить и реализовать подавленные желания.
  • Слишком реалистичные и нереализованные эротические фантазии могут привести к сексуальным извращениям. Они также оказывают разрушительное воздействие на отношения. Особенно если партнеры пытаются разыгрывать их на стороне.

Невротические

Пугающие фантазии невротика вызывают страх перед воображаемым будущим. Это могут быть преувеличенные страхи смерти, страхи кометы или падения дома, страхи неизлечимых болезней, извращенные навязчивые идеи. Все это не имеет никакой основы в настоящем времени, но причиняет невротику сильный дискомфорт.

  • Страдания, эмоциональная нестабильность, неуверенность — все это часть личности невротика. Зацикленность на своих страшных иллюзиях отравляет невротика и всех окружающих.

Воображение и фантазия: какая между ними разница?

Что же, начнем с того, что такое воображение. Согласно психологическому словарю, это способность разума моделировать определенные ситуации. Например, планировать распорядок дня, выстраивать логические и нелогические цепочки, восстанавливать картины прошлых лет и так далее. Проще говоря, воображением принято считать все мыслительные процессы, которые отображаются в виде образов.

Тогда что такое фантазии? Это те же самые образы, только абсолютно не связанные с личным опытом. Ведь если воображение – это манипулирование любой информацией, то фантазия – это нечто нереальное.

Вот простой пример: воспоминание о коте, сидящем на дереве, – это воображение, в то время как образ розового кота, свободно парящего в небе, – это уже фантазия. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что фантазии – это часть человеческого воображения. Но при этом они подчиняются определенным законам, из-за чего их выделяют как особую категорию.

Как развить фантазию?

Мы выяснили, что фантазия помогает достигать своих целей и приходить к креативным решениям. Можно ли ее развить?

Всем знакомая нам с детства игра с облаками – не только приятный способ расслабиться, провести время на природе. Пытаясь разглядеть в очертаниях облаков силуэты животных, птиц, людей или даже целые картины, вы тренируете ваше визуальное воображение. К такому занятию можно привлечь и детей, даже создать специальную игру – фотографировать облака и позже по фотокарточкам пытаться представить, дорисовать в своей фантазии картину. Или даже нарисовать представленные вами недостающие элементы на фотографии, карандашами или в визуальном редакторе.

На том же принципе построена игра с кляксами, вы можете также предложить ее с целью развития фантазии, как детям, так и взрослым. Поставьте на бумаге, словно случайно, кляксу. Или же нарисуйте произвольный контур, закрыв глаза. Теперь попробуйте так же, как в игре с облаками, дополнить его так, чтобы оживить и создать образ какого-то предмета или существа.

Еще одно занятие для развития фантазии и креативного мышления – взять бумагу, желательно в клетку, и начертить на ней несколько одинаковых квадратов. А теперь разделите их разными способами на 4 равные части. Большинство людей сразу, не задумываясь, делят один из квадратов крестом. Но это лишь один способ, которых на деле существует множество. Попробуйте, найдите как можно больше таких способов поделить квадрат на равные части. Такая простая и удобная для практики задача может скрасить ваше свободное время, а может и помочь расшевелить фантазию перед созданием креативного образа или с целью поиска новаторских решений.

Следующая практика – из нескольких случайных слов написать за 5 минут мистическую историю с обязательной завязкой, кульминацией и развязкой. Для начала вы можете использовать заданные слова: «окно», «колодец», «священник», «расческа», «лестница».

Еще одно очень сильное упражнение – за 7 минут написать 20 вещей, которые вы не сможете никогда сделать в реальности. Оно позволит вам не только развить фантазию, но и даст повод поразмышлять.

Привычка уходить в мечты может стать опасной

Кроме видимых плюсов, богатое воображение может иметь и отрицательные стороны. Уход от реальности в мир фантазий часто присущ детям. Обычно они «прячутся» в собственные бессознательные процессы в том случае, когда внешнее окружение не может удовлетворять их психологические потребности. Дети имеют привычку «убегать» в мечты и сказки, придумывают себе несуществующих друзей, могут разговаривать с ними и даже играть. Часто такое поведение является нормальным для детского возраста. Однако следует знать, что сигналом к тревоге является тот факт, когда в повседневной жизни ребенок перестает отличать реальность от фантазий и часто игнорирует то, что действительно происходит с ним, предпочитая воображаемый мир.

Взрослые люди тоже склонны слишком увлекаться своими мечтами. Такое поведение может быть реакцией на стресс. Люди, которые долгое время настойчиво игнорируют реальность — боль, страдания, потери, утраты, серьезные неприятности, делая при этом вид, что ничего не происходит — остро нуждаются в психологической помощи.

Как развить способность фантазировать?

Развивать творческие способности лучше всего в детстве, так как в этот период разум наиболее податлив для обучения. Но даже в зрелом возрасте можно улучшить свои навыки воображения, для этого следует использовать следующие приемы.

  1. Несколько раз в день следует проводить умственную зарядку. При этом нужно представлять объекты и места, которые в реальности не существуют.
  2. Идеальным способом развить фантазию является рисование. Как и в предыдущем варианте, прежде всего нужно сосредоточиться на выдуманных образах. Например, можно рисовать несуществующих животных, скрещивая между собой вполне реальные виды.
  3. Еще одним хорошим способом является замена свойств. Например, берем за основу пульт от телевизора и придумываем ему ряд фантастических возможностей: управление временем, переключение эмоций, телепортация и так далее.

Используя эти методики, можно довольно быстро повысить свои навыки фантазирования. И если ваша работа связана с творчеством, то подобная практика рано или поздно поможет достигнуть общего признания.

Теги

Adblock
detector